Энергетика и промышленность России: «Дистанционка» для безопасности

Опубликовано: 26.01.2021

Правительство РФ планирует в ближайшие два года испытать электронную дистанционную систему контроля за опасными производственными объектами. Постановление о введении этого механизма подписал 31 декабря 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Уже в феврале 2021 года любое предприятие может добровольно попробовать это решение.

Эксперимент предусматривает, что компания подает заявку в Ростехнадзор и заключает соглашение, после чего получает доступ к специальной программе. Одним из основных условий является техническая готовность предприятия к внедрению системы. С помощью программного комплекса участник эксперимента в непрерывном режиме будет передавать всю необходимую документацию в электронном виде. Кроме того, программа подключается к существующим на производстве автоматизированным системам.

Смысл технологии в том, чтобы дистанционно обрабатывать данные о работе опасных объектов и напрямую передавать их надзорным органам, тем самым дистанционный мониторинг призван упростить механизм контроля промбезопасности, включая плановые проверки. Эксперимент продлится до конца 2022 года. Перспективные планы по работе системы авторы связывают с сокращением числа аварийных ситуаций при эксплуатации производственных объектов.

Энергетики уверены, что подобная система крайне необходима отрасли, хотя, насколько это необходимо на добровольных началах, пока еще можно расценивать лишь условно.

«Система контроля состояния ОПО, как техническая система в целом, очень нужна в энергетике — сложной и опасной отрасли. И появление хотя бы какой-то части этой системы можно только приветствовать. Однако, на мой взгляд, самая важная часть — сбор информации (объективной информации) с объектов и их элементов. А вот этого на большинстве предприятий вообще и в энергетике, в частности, нет. Система будет собирать либо малый объем данных, либо информацию, прошедшую через человека, то есть субъективную. Тем не менее с чего-то начинать нужно», — отметил президент группы компаний «Городской центр экспертиз» (ГЦЭ), почетный энергетик Российской Федерации Александр Москаленко.

«Думаю, что для сокращения числа проверок энергообъектов многие энергетические компании будут готовы к передаче данных о режиме и некоторых параметрах работы оборудования, срабатывании аварийной сигнализации и действиях для защиты оборудования», — считает директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике Алексей Борисов.

Он также отметил, что это вряд ли может быть новым способом контроля отрасли со стороны государства.

«Из года в год мы видим, что государство снижает количество проверок и одновременно повышает эффективность существующих. Например, в 2017 году Минэнерго зарегистрировало 31 приказ о выездных проверках, в 2019 году — 13. «Карантинные месяцы» 2020 года только подстегнули уже давно наметившийся тренд на уменьшение выездных проверок, в том числе в энергетических компаниях, и заменой их на другие методы. Дистанционный контроль — один из способов проводить проверки более эффективно и современно», — сказал Алексей Борисов.

Эксперт полагает, что для энергокомпаний внедрение новых систем контроля промбезопасности на основе уже существующей электронной базы будет незатратным. «Имеющиеся технологические системы, например АСУ ТП, могут передавать заранее определенный перечень технологических параметров. Как и для любой информационной системы, для новой актуален вопрос информационной безопасности, а именно — риски утечки чувствительных для компаний данных. Возникнут эти риски или нет — зависит от того, каким образом будет организован обмен данными и, конечно, от человеческого фактора, который никто не отменял», — сказал Алексей Борисов.

«Энергетике это, конечно, «добровольно» понадобится, когда использование такой системы будет снижать издержки на проверки контрольными органами, возможно, налоговую нагрузку и т. д. Просто так, при прочих равных — скорее не нужно, — прокомментировал технический директор «Систем компьютерного зрения» Михаил Смирнов. — Дело в том, что внедрение такой системы — это дополнительная нагрузка на ИТ-службу. Это и дыра в безопасности (читаем — подсоединение к системам компании), и затраты на интеграцию с текущими системами, и накладные на выгрузку документов. Но когда эти затраты будут полноценно компенсироваться другими мерами, например, снижением числа проверок, отказом от отчетов, отправляемых старыми средствами, тогда станет выгодно. Как альтернатива — затраты на подключение к системе государство берет на себя: гранты и т. д».

Повышенное внимание к промышленной безопасности, безусловно, имеет основания, особенно если это касается энергетической или информационной составляющей. При этом потенциальные интересанты таких решений сомнительно относятся ко всякого рода экспериментам. Вероятно, по ходу эксперимента, который продлится почти два года, станет ясно, как и чем должна быть наполнена система, какие гарантии она даст и насколько дорого это обойдется пользователям.

Ирина КРИВОШАПКА

Источник: Энергетика и промышленность России

Получить консультацию менеджера

Оставить заявку на консультацию

или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61