<< Июль 2019 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Санитарные зоны: темные пятна на карте Петербурга

10.04.2019

Ценность участка зависит от того, что можно на нем построить. Очень важно знать, что находится рядом. Например, жилье категорически запрещено возводить по соседству с вредными производствами. Но в наши дни случается и такое, что санитарные зоны устанавливаются там, где жилье давно построено. Либо под благовидными предлогами границы возможного раздвигаются.

По СНиПам, по приказу

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Строительные нормы и правила требуют обязательной оценки рисков для здоровья населения, попадающего в зону влияния предприятий I и II классов опасности. Первые — «чрезвычайно опасные» (размер СЗЗ — 1000 метров), второй класс — «высоко опасные» (СЗЗ — 500 метров), всего классов пять. Без согласования Роспотребнадзора не пройти госэкспертизу. Поэтому карта санзон становится буквально стратегической.

Рассказывает руководитель группы экспертов постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам ЗакСа СПб, директор Центра экспертиз «ЭКОМ» Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александр Карпов: «Даже законодатели не смогли получить официальную карту зон I и II классов опасности. И дело не в том, что нам ее не выдают, дело в том, что ее просто нет! Есть заключения главного санитарного врача региона, где пределы зон описаны словами, например, „по границам производственной площадки“. Понятно, что границы зон влияют на цену земли по соседству. Допустим, вы предприниматель и хотите купить участок, чтобы построить жилье. Но оказывается, что людей там селить нельзя. Это отражается на цене актива, значительно меняет его стоимость», — признает эксперт.

Есть и ситуации давления, когда жилье возводится, а потом оказывается — рядом предприятие. Жители начинают требовать его закрытия. Вроде бы разрешение на строительство дома было, но что-то недоучли. Люди, купившие квартиры, — добросовестные покупатели. Депутаты хотят к ним прислушаться, жильцы — избиратели. Слушать же собственников и даже работников (они могут голосовать в разных районах, да их и меньше) для народных избранников дело малоперспективное. Такая ситуация была относительно недавно на Октябрьской набережной, речь о заводе «Пигмент», — рассказал Карпов.

Вдобавок непрозрачность границ санзон — коррупционный фактор. «Я выступаю за разработку и публикацию карт, чтобы все знали, что и где можно строить», — объяснил свою позицию эксперт.

Революция продолжается

Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов называет происходящее тихой революцией санитарно-защитных зон. «В настоящее время на общественное обсуждение выложен новый проект постановления правительства по санитарным зонам, так что есть вероятность, что правила опять поменяются», — говорит юрист. И добавляет, что после его общения с Роспотребнадзором вскрылись загадочные факторы. По словам Некрестьянова, ведомство считает, что инициативное исключение участка из санитарной зоны может быть только в том случае, если такая санитарная зона не нормативная, а установленная. Что практически сводит на нет смысл данной нормы, и сейчас идет борьба по этому поводу.

За 2018 год Роспотребнадзор направил в Росреестр материалы о границах двенадцати санитарных зон, а по состоянию на начало февраля 2019-го в городе внесены в ЕГРН границы только одной санитарной зоны. Так что перспективы выполнения требований постановления очень сомнительны, считает Некрестьянов.

Основные проблемы в законодательстве о СЗЗ он формулирует четко. Во-первых, право обращаться за установлением санзоны дано только правообладателю источника загрязнения. Как итог — «узаконенный рэкет», когда владельцы источника загрязнения «продают» право уменьшить свою «зону» заинтересованным в строительстве соседям.

Во-вторых, невозможность получения достоверной информации о наличии СЗЗ (нет данных в Росреестре) — об этом сказал Александр Карпов. В-третьих, излишние расходы — необходимость делать новый проект СЗЗ на всю территорию, даже если требуются точечные изменения.

Санитар - всему голова?

Директор компании «Городской центр экспертиз — Экология» Александр Стаканов замечает: «Вопрос нормирования санитарно-защитных зон и их установления переходит из плоскости исключительно санитарно-эпидемиологического еще и в земельное законодательство».

Для урегулирования конфликта интересов горожан, землепользователей, владельцев объектов загрязнения и государства готовится и проходит согласование новое постановление правительства РФ и другие документы по санитарно-защитным зонам.

«На сегодня получить решение об установлении СЗЗ на объекты, относящиеся к III и IV категориям, на региональном уровне вполне реально. На объекты I и II категорий Роспотребнадзор РФ не выдал ни одного решения об установлении СЗЗ. Эксперты не могут даже обнаружить реестр таких предприятий»,— подтвердил Александр Стаканов.

В любом случае работу по установлению СЗЗ каждое предприятие должно вести в соответствии с законодательством.

«Но не стоит забывать, что тот, кто первый установит и закрепит свою СЗЗ в кадастровой карте, наложит ограничение на использование земель, входящих в эту зону. А это уже вопросы использования земельных участков и ведения бизнеса»,—  замечает эксперт.

В общем, кто раньше встал, того и тапки.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (6417) от 09.04.2019 под заголовком «Санитарные кордоны».

 
Яндекс.Метрика